И сонмы кипели безмолвной толпы. Я много узнал мне неведомых лиц, Зрел тварей волшебных, таинственных птиц, По высям творенья, как Бог, я шагал, И мир подо мною недвижный сиял. Но все грезы насквозь, как волшебника вой, Мне слышался грохот пучины морской, И в тихую область видений и снов Врывалася пена ревущих валов1. Поскольку в основе текста, видимо, лежит реальное переживание — воспоминание о четырехдневной буре в сентябре г. В стихотворении выделены два компонента душевного состояния автора: Последний — отмечен неожиданным включением в амфибрахический текст анапестических строк: Глаза его читали, Но мысли были далеко; Мечты, желания, печали Теснились в душу глубоко. Он меж печатными строками Читал духовными глазами Другие строки.

Ю. Лотман. Теория знаковых систем

Морриса, швейцарского лингвиста Ф. Однако в России этот подход подвергался критике за формализм и не получал идеологической поддержки и одобрения. У истоков семиотики стояли ученые П. В эти же е гг. Среди энтузиастов были Б. Якобсон, тогда еще совсем молодые ученые.

Работа по теме: Лотман Семиосфера. Глава: Ю.М.Лотман. ВУЗ: РГУ. О семиотике понятий «стыд» и «страх» в механизме культуры.

Так, например, половое влечение как потребность принадлежит природе, но после того, как оно подчиняется дополнительным запретам запреты на родство, место и время, по принципу наличия — отсутствия церковной или юридической санкции и пр. С психологической точки зрения, сфера ограничений, накладываемых на поведение типом культуры, может быть разделена на две области: В определенном смысле это может быть сведено к тривиальному различию юридических и моральных норм поведения. Однако такое отождествление объясняет далеко не все.

Однако и крестьянский мир внутри себя организуется стыдом. По отношению к барину допустимы действия, которые внутри крестьянского мира считаются стыдными. Описания, основанные на выделении норм, нарушение которых в данном коллективе стыдно, и тех, выполнение которых диктуется страхом, могут стать удобной основой для типологических классификаций культур.

, , . , , .

Более четверти века прошло с основания тартуской семиотической школы, и все Конечно же, Лотман хотел, чтобы они появились в Тарту. В то же время .. Страх герметизма может быть страхом интимности, психологической.

— сигнификация значение, означивание ; — контекст, в котором фигурирует знак. Отношения между знаками бывают парадигматические они входят в одну и ту же систему, напр. Их изучение может вестись с трех основных позиций: Взаимодействие знаков проявляется в особом семиотическом механизме, в который входят: Основным законом семиотики является: Следовательно, всю историю культуры можно изучать как взаимодействие различных знаков и знаковых систем 1. Семиотикой разработан специальный категориальный аппарат, наиболее полный обзор которого представлен в словаре Альгирдаса Греймаса и Жозефа Курте.

Стоит заметить, что историческая семиотика весьма выигрышна при анализе культуры в целом, при сравнении различных культур или этапов их развития, но малоэффективна при конкретно-историческом анализе. С ее помощью можно красиво рисовать ход глобальных процессов, но для частных сюжетов она не всегда применима.

Ю.М.Лотман

для -адреса За дополнительной информацией обращайтесь по адресу .

Михаил Лотман Пространство страха: к семиотике страха в русской культуре* ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ Целью настоящей работы не .

ТВ драматургия Анализ книги Ю. Действительно,Юрий Михаилович уделял большое внимание развитию кинематографа в мире и сосуществованию знаков и символов в кино и реалии. Попробуем разобраться — что же такое семиотика и каковы ее практические цели применения в ТВ и кинематографе. Семиотика показывает нам"невидимое и неслышимое" аудио-визуального языка. Семиотика обращает наше внимание на ракурс и композицию, на одежду и цвет. Она говорит о коннотациях образов, которые вы видите на экране, о репрезентациях, значении и идеологии.

Все это - невидимо и неслышимо для"реалистического" в отличии от"дискурсивного" зрителя. Знаками для них являются визуальные образы, слова и звуки, а также: Все это работает на то, чтобы передать"читателю" определенное значение, мораль. Весь этот телевизионный образ, передающийся по слуховому, зрительному и психомоторному движения на экране каналам - это означающее, а идея того, что нам хотят сказать,"ментальная концепция" - означаемое.

Многие исследователи указывают, что в аудио-визуальных искусствах связь означающее-означаемое очень короткая.

Семиосфера

Юрий Лотман - Статьи по семиотике культуры и искусства Социопсихологические исследования приводят к выводу, что совершению преступления должно предшествовать изменение личности и установки поведения человека, и есть все основания полагать, что театр и шире - всякое искусство работает в прямо противоположном направлении. Говоря в самом общем виде, психология преступления заключается в превращении другого человека в объект, то есть в отказе ему в праве быть самостоятельным и активным участником коммуникации.

При всем различии идей и обстоятельств, как для нацистского преступника уничтожение заключенных есть мероприятие, то есть деятельность, направленная на безликий объект так и для Раскольникова старуха процентщица - объект, деталь в цепи его рассуждений, а не личность, с которой возможно общение.

Статьи по семиотике культуры и искусства Лотман Юрий Михайлович. Содержание> Страх и принуждение определяют наше отношение к « другим».

В определенном смысле оба случая равнозначны: И письмо, и картина представляет собой текст, сообщение. Оба - явления заключают в себе не вещи, а замены вещей. Однако"письмо" как текст отчетливо членится на дискретные единицы - знаки. При помощи специ-альных языковых механизмов знаки соединяются в цепочки - синтагмы разных уровней. Текст строится как вневременная структура на уровне языка и во временной протяженности - на уровне речи.

Картина для простоты задачи берем ее не как факт искусства, а лишь как нехудожественное иконическое сообщение, например, рекламный рисунок не делится на дискретные единицы. Знаковость возникает здесь в результате некоторых правил проекции объекта на плоскость. Если мы хотим увеличить сообщение по объему информации, то в первом случае мы прибавляем новые знаки и группы знаков, увеличивая величину текста.

Во втором случае мы можем дорисовать что-либо на той же поверхности - мы усложняем или трансфор-мируем текст, но не увеличиваем его количественно. Таким образом, хотя в обоих случаях перед нами - явно семиотическая ситуация, отношение между такими фундаментальными понятиями, как знак и текст, различно. В первом случае знак есть нечто первичное, существующее до текста.

Букс Н., Конт Ф. (сост.) Семиотика страха. Сборник статей

Статьи настоящего раздела впервые были опубликованы в следующих изданиях: Статьи по типологии культуры.: Материалы к курсу теории литературы.

Юрий Михайлович Лотман Семиотика культуры и понятие текста 84 О семиотике понятий «стыд» и «страх» в механизме культуры

Он как бы говорил на непонятном ему языке. Оно нуждается в дополнительной интерпретации, включении в некоторый значительно менее организованный контекст. В первом случае формообразующий импульс состоит в уподоблении данной семиотической системы естественному языку, во втором — музыке. Во-вторых, следует учитывать, что между структурой текста и осмыслением этой структуры на метауровне общего культурного контекста могут быть существенные расхождения.

Не только отдельные тексты, но и целые культуры могут осмыслять себя как ориентированные на канон. Но при этом строгость организации на уровне самоосмысления может компенсироваться далеко идущей свободой на уровне построения отдельных текстов. Разрыв между идеальным самоосмыслением культуры и ее текстовой реальностью в этом случае становится дополнительным источником информации.

Например, тексты основоположника русского старообрядческого движения протопопа Аввакума им самим осмысляются как ориентированные на канон. Более того, борьба за культуру, строящуюся как выполнение строгой системы заранее данных правил, составляла его жизненную и литературную программу. Однако реальные тексты Аввакума строятся как нарушение правил и канонов литературы. Чувство неестественности прерывистых и скачкообразных движений возникает именно при взгляде на заводную куклу или марионетку, в то время как неподвижная кукла, чье движение мы себе представляем, такого чувства не вызывает.

Только Бог простит Николаса Рефна. Эссе и анализ.

Posted on / 0 / Categories Без рубрики

Post Author:

Жизнь без страха не только возможна, а абсолютно достижима! Узнай как победить страх, кликни здесь!